-
ПРОГРАММА художественно-эстетической направленности «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МОЗАИКА» Автор:
Кибец Елена Яковлевна
Воспитатель МБДОУ д/с №11Пояснительная записка
Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония
отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.
В. Сухомлинский
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально-ритмическая гимнастика.
Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.
Содержание и цели программы
Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:
— игроритмика
— игрогимнастика
— игротанцы
— диско-разминка
2. Нетрадиционные виды упражнений:
— игропластика
— пальчиковая гимнастика
— игровой самомассаж
— музыкально-подвижные игры
3. Креативная гимнастика:
— музыкально-творческие игры
— специальные задания.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Задачи:
1. Укрепление здоровья:
— способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
— формировать правильную осанку;
— содействовать профилактике плоскостопия;
— содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
— развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
— содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
— формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
3. Развитие творческих и созидательных способностей:
— развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
— формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
— воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
— развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Структура программы
Научно-методическое пособие используется в форме кружковой работы.
Программа рассчитана на один год обучения детей от 6 до 7 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные способности каждого ребенка.
Программа рассчитана на 32 занятия.
Количество занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Количество детей: 10 человек.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Светлый просторный зал.
2. Технические средства.
Ожидаемые результаты:
1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.
2. Улучшение физического развития.
3.Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется программа кружка современного танца «Танцевальная мозаика» — оздоровительно-развивающая.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: дети подготовительной группы, не имеющие специальной подготовки.
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации программы: 1год.
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Реализация данной программы позволить улучшить физическое развитие детей, повысить устойчивость к утомлению и повышению работоспособности.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели — повышение индекса здоровья детей через использование современных здоровьесберегающих технологий, всестороннее развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, является создание условий для физического развития и снижения заболеваемости воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями развития.
Интеграция основного и дополнительного образования как равноправных компонентов единого процесса социализации детей образуют оздоровительно — развивающее пространство развития и социализации личности ребенка.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует:
— стимулированию детей к двигательной активности;
— развитию физических качеств;
— решению физкультурно-оздоровительных задач;
— развитию творческих способностей личности;
— поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
— творческому использованию жизненного опыта детей;
— самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
— метод обучения детей самомониторингу здоровья, интеграции занятий,
— игра, танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика, музыкальное сопровождение.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики, психологии и физиологии детей дошкольного возраста.
Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет оздоровительно – развивающие условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.