-
Практико–ориентированное проектирование в ДОО как средство формирования грамотности для жизни» Май 28, 202424 мая 2024 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район прошла краевая стажировочная площадка по теме: «Практико–ориентированное проектирование в ДОО как средство формирования грамотности для жизни».
На мероприятие были приглашены почётные гости: Волошина Татьяна Павловна – исполняющий обязанности начальника управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район, Матвиенко Людмила Анатольевна – начальник отдела дошкольного образования управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район, Тимошевская Татьяна Владимировна – специалист отдела дошкольного образования управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район, Шульженко Татьяна Федоровна – методист МБУ «ЦРО».
Гостей, приехавших из разных уголков Краснодарского края (Тимашевского, Кореновского, Динского, Калининского, Ленинградского, Кущевского, Приморско–Ахтарского районов, республики Адыгея), тепло и ярко встречали воспитанницы детского сада в костюмах ромашек и дарили гостям цветы, на лепестках которых были описаны полезные свойства этого растения.
После приветственного слова заведующего, Татьяны Андреевны Авраменко, перед гостями выступили воспитанники и выпускники детского сада № 11 «Светлячок». Концертные номера на высшем уровне подготовила музыкальный руководитель Людмила Эдуардовна Чернявская. О новых подходах к организации игровой образовательной среды в рамках формирования основ функциональной грамотности в МБДОУ д/с № 11 «Светлячок», гости узнали из презентации, подготовленной старшим воспитателем Анастасией Юрьевной Ветровой.
На базе детского сада № 11 «Светлячок» была разработана и апробирована такая игровая образовательная среда, которая позволила создать оптимальные условия для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников 5-7 лет, а именно, были созданы пять детских «Умных городов»: «Читай–город», «Считай–город», «Береги–город», «Расти–город» и «Узнай–город», организованные по определенной архитектуре, которая состоит из образовательной программы дополнительной или парциальной, из изменений развивающей предметно–пространственной среды, и из блока педагогических технологий, которые используются в том или ином городе. Игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одного из «городов» используются в ходе реализации содержания других «Умных городов», каждая из которых соответствует детским видам деятельности. В каждом «Умном городе» идет формирование у старших дошкольников одного из видов функциональной грамотности.
Деятельностью всех «городов» руководит детская агродума «Думавенок». Кроме того, детско–родительский театр «Чиполлино», родительская гостиная «У камина» и педагогический клуб «Новатор» объединяют всех, взрослых и детей в действо, направленное на формирование грамотности детей для жизни.
Одним из направлений формирования основ креативного мышления является работа в медиацентре «Светлячок», которая объединяет такие направления деятельности как мультстудия «Светлячок» и студия журналистики «ТимКрохаМедиа». В мультистудии ребята создают короткометражные мультфильмы, знакомятся с техниками монтажа, применяемыми в мультипликации, учатся работать фотокамерой, с микрофоном, принимают участие при монтировании мультфильма. В студии журналистики дети учатся собирать информацию, работать с фото и видео аппаратурой, составлять простые тексты, создавать и выпускать газеты и ролики, освещать деятельность детского сада, плотно сотрудничают с корреспондентами районной газеты «Знамя труда» и учатся у них быть настоящими журналистами.
Гостям было предложено посетить «Умные города», медиацентр «Светлячок», посмотреть репортажи и газеты, выпущенные юнкорами–детсадовцами и принять участие в мастер–классах, которые подготовили педагоги детского сада. На мастер–классах коллеги примерили на себя роль детей, погрузившись в историю и занимательные дела в «Умных городах». На мастер–классе «По тропинкам Экономики» педагог Вероника Борисовна Волкова и воспитанница старшей группы Милана Волошина познакомили гостей с авторским методическим пособием по формированию основ экономической и финансовой грамотности дошкольников, разработанное, старшим воспитателем Анастасией Юрьевной Ветровой. Это методическое пособие представляет собой напольное игровое поле с правилами игры и игральным кубиком. Оригинальные задания и серьезные условия дают возможность детям многократно возвращаться к игре и увлекательно ей заниматься, для закрепления финансово–экономических знаний и выработки практического навыка их применения.
На мастер–классе «Исследовательская деятельность в библиотеке детского и семейного чтения как средство формирования основ функциональной грамотности дошкольников 5-7 лет» педагог Елена Яковлевна Кибец поделилась с коллегами опытом работы – как из знакомой сказки может получиться целое исследование, на примере сказки К.И. Чуковского «Муха–Цокотуха». На мастер–классе развернулась целая лаборатория, гости активно включились в работу. Выясняли, почему муха купила самовар, а не обычный чайник; что такое чаепитие и как получается чай; какие добавки используются при создании чая. На время мастер–класса гости превратились в титестеров и собрали купажи чая с использованием ароматных трав, выращенных воспитанниками детского сада в собственной гидропонной лаборатории.
За круглым столом, с ароматной чашкой чая, коллеги обменялись впечатлениями, выразили слова благодарности за полученные новые знания и уютную непринуждённую обстановку.