-
Расскажем детям о Великой Отечественной войне Апр 27, 2015Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
9 мая — праздник простой и в тоже время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой очень сложно объяснить: почему была война, почему люди убивали друг друга. Детям очень сложно понять такие темы во всём многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом ещё сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Для того, чтобы у детей появился интерес к данной теме
в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа: проводятся занятия, чтение художественной литературы. Но этого явно недостаточно. Поэтому данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественно войны в семье.
Примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:
— чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
— рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (дедушек, бабушек);
— заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
— посещение музея Степановых, ознакомление с памятниками, аллеей героев в мемориальном сквере.
Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.
Прежде, чем знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
— дать небольшие сведения из истории;
— рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали Родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
— говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своём пути всё живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную.
Только после этого предлагать ребёнку рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
— Е. Благинина «Шинель» — о детстве, лишённом радости по чьей-то злой воле;
— А. Барто «Звенигород» — о военном детстве в тылу;
— С. М. Георгиевская «Галина мама». Небольшая повесть для дошкольников, в которой рассказывается не о пустяках, а о воинской доблести;
— Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии.
— В. Ю. Драгунский «Арбузный переулок». (в кн. «Денискины рассказы») Отец рассказывает Дениске о своём голодном военном детстве;
— В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжёлые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата;
— К. Г. Паустовский «Стальное колечко» Сказка о девочке и стальном колечке, которое подарил ей боец;
— А. Шишов «Лесная девочка» рассказ о судьбе маленькой девочке Тане, внучке старого партизана, в годы Великой Отечественной войны;
— Л. Кассиль «Твои защитники»;
— С. Михалков «День Победы».
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен смысл, ценности, которые с детства усваивает растущий человек с помощью нас – взрослых.