-
Профилактическая работа в ДОУ, основные направления Участок, здание, внутренняя отделка и оборудование помещений, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляция, водоснабжение и канализация ДОУ должны соответствовать СанПиН 2.4.1.1249‑03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Вы можете скачать СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Для воспитанников 3–7 лет (в силу незрелости иммунной системы) характерна высокая частота острых респираторных вирусных инфекционных болезней. Своевременное выявление и изоляция больного ребенка, строгое соблюдение карантинных мероприятий могут уменьшить число заболевших детей в учреждении.
Для профилактики заболеваний применяются санитарно-гигиенические, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия. От правильности и регулярности их проведения, использования современных методов профилактики инфекционных болезней и качества дезинфицирующих средств зависит здоровье воспитанников ДОУ. Решающую роль в предупреждении детских инфекций играет вакцинопрофилактика, которая в нашей стране осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
На период пребывания детей в детском саду приходится относительно немного прививок. В шестилетнем возрасте дошкольникам проводится вторая вакцинация против кори, паротита и краснухи. В возрасте семи лет (зачастую уже в школе) – вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка и первая ревакцинация против туберкулеза. По эпидемиологическим показаниям в дошкольных учреждениях практически ежегодно проводится вакцинопрофилактика гриппа.
Организация прививочной работы и вакцины строго контролируются специалистами прикрепленной к ДОУ детской поликлиники и территориального учреждения Роспотребнадзора.
Фактором, оказывающим негативное влияние на состояние здоровья дошкольников, является недостаток двигательной активности, хотя она и значительно выше, чем у школьников. Гиподинамия приводит к снижению уровня физической подготовленности, физической работоспособности воспитанников и способствует появлению отклонений в состоянии здоровья детей.
Значительную роль в формировании здоровья дошкольников играет сбалансированное по макро и микронутриентам питание. Принимая во внимание распространенность среди воспитанников ДОУ функциональных нарушений желудочнокишечного тракта, в первую очередь дискинезии желчевыводящих путей, питание детей должно носить профилактическую направленность.
При формировании рациона питания дошкольников, закупках пищевых продуктов, составлении меню и приготовлении пищи, предназначенной для детей, персоналом ДОУ должны соблюдаться принципы рационального, щадящего питания с исключением из рациона продуктов и блюд, раздражающих желудочно-кишечный тракт ребенка.
В питании детей целесообразно использовать продукты с повышенной биологической ценностью, атакже продукты, обладающие свойствами благотворно влиять на здоровье, рост и развитие (эубиотики; продукты, содержащие биологически активные добавки из группы нутрицевтиков; продукты, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами, витаминами и минеральными веществами).
Уровень и качество медицинского обеспечения дошкольников также являются значительной составляющей, от которой зависит состояние их здоровья.
Наиболее перспективным путем улучшения здоровья детей является профилактика нарушений непосредственно на базе ДОУ. Не отрицая роли амбулаторно-поликлинической службы, следует признать, что профилактическую работу, общеоздоровительные и закаливающие мероприятия целесообразно осуществлять по основному месту воспитания и обучения детей. Высокая эффективность этой работы достигается при взаимодействии воспитателей, медицинского персонала ДОУ, родителей. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяют добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада – снижения общей заболеваемости, обострений хронических заболеваний, пропусков занятий по болезни.
Вместе с тем при проведении оздоровительной работы, а также лечебно-коррекционных процедур в специализированных ДОУ (компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) крайне важно неукоснительное соблюдение режима дня дошкольников. Недопустимо проводить оздоровительно-закаливающие и лечебные процедуры, коррекционные занятия за счет времени, отведенного на длительные прогулки, дневной сон, игры, самостоятельную деятельность или прием пищи. Учебно-воспитательный процесс и оздоровительная работа должны быть сбалансированы в зависимости от вида ДОУ.
Принципы реализации профилактических мероприятий
Разработка и реализация мер профилактики отклонений в состоянии здоровья детей должна строиться с учетом следующих принципов:
- комплексный подход к осуществлению профилактических мероприятий, предполагающий совместную работу администрации ДОУ, воспитателей, медицинского персонала, психологов и родителей;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и детской поликлиники;
- вовлечение родителей в процесс формирования здорового образа жизни ребенка;
- реализация профилактических мероприятий с учетом результатов профилактических осмотров воспитанников ДОУ, направленных на выявление ранних признаков нарушений здоровья;
- анализ всей имеющейся информации (осостоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии, влиянии факторов среды в ДОУ и семье, а также воспитательно-образовательного процесса на здоровье детей) для выделения приоритетных направлений профилактической работы;
- непрерывность проведения профилактических мероприятий на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении;
- интеграция программы профилактики ввоспитательно-образовательный процесс;
- проведение мероприятий, направленных на достижение санитарно-эпидемиологического благополучия среды ДОУ, режима и условий воспитания и обучения детей;
- периодическая оценка эффективности проводимой профилактической работы (снижение острой заболеваемости и заболеваемости по результатам профилактических осмотров; улучшение показателей физического развития детей, улучшение самочувствия дошкольников).
Правильно организованные профилактические мероприятия в ДОУ могут стать действенными мерами по охране здоровья дошкольников, т. к. здоровье, обучение и воспитание – неотъемлемые части единого процесса формирования здоровой, полноценной личности ребенка. ГЛОССАРИЙ
Макронутриенты пищевые вещества (белки, жиры и углеводы), необходимые человеку в количествах, измеряемых граммами; обеспечивают пластические, энергетические и иные потребности организма. Микронутриенты незаменимые пищевые вещества, которые содержатся в пищевых продуктах в очень малых количествах (измеряемых миллиграммами или микрограммами), в отличие от так называемых макронутриентов (белков, жиров, углеводов), составляющих основной объем пищи; к микронутриентам обычно относят витамины и минеральные вещества (микроэлементы и макроэлементы), которые не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма. Нутрицевтики биологически активные добавки к пище, применяемые для коррекции химического состава пищи человека (дополнительные источники нутриентов: белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон). Эубиотики, или пробиотики биологически активные добавки к пище, в состав которых входят живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта.
Комментарии закрыты.