-
Работа вокальной студии “Колокольчик” Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь. Малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровообращение, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Моя программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей исполнительского мастерства. Программа является логическим продолжением нашего детского сада по реализации общеобразовательной программы. Разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста “Ладушки” (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Программа по вокальному пению для детей от 5 до 7 лет. Рассчитана на 2 года. Занятия с детьми – непосредственно образовательная деятельность до 25 минут с детьми 5 – 6 лет (1 год обучения), 30 минут с детьми 6 – 7 лет (2 год обучения). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Цель моей программы — формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционального исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного т звукообразования, чёткости дикции. Возрастные особенности детей позволяют включить в работу кружка два взаимосвязанных направления : вокальную работу ( постановка певческого голоса ) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства.
Для того чтобы правильно научить детей петь, слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса соблюдаю следующие условия:
— игровой характер занятия
— активная концертная деятельность детей
— доступный, интересный песенный репертуар, который дети с удовольствием поют не только на занятиях, концертах, но и дома, на улице, в гостях.
Прежде чем приступить к работе с детьми выявляю особенности певческого звучания каждого ребёнка и чистоту интонирования. На занятиях включаю игровой материал “Артисты – зрители” – предлагаю детям показать свои таланты.
Поём — подгруппами
— с солистами
— под фонограмму
— пение с микрофоном
Всё это активизирует детей к концертной деятельности, раскрепощает. И в такой непринуждённой обстановке выявляю детей, которые обладают вокальными данными.
Работа вокального кружка ведётся уже в детском саду много лет. Начинать было тяжело. Недостаточно было литературы, музыкального материала, а про фонограммы и говорить нечего. Любая фонограмма была за радость. Новые песни записывала из передачи “ Утренняя звезда”, затем искала специалистов , которые записывали фонограммы. Сейчас работать одно удовольствие, масса таких замечательных песен. Можно заказать по почте, позаимствовать в интернете. Песни на любой вкус, было бы желание. А это и есть секрет успешной работы. Сначала это был кружок “Казачок” – знакомила детей с кубанскими и народными песнями, а чуть позже появился кружок — студия “Колокольчик”. Подбирала понравившиеся песенки, разучивала с детьми, и они были украшением праздников и развлечений.
Позже у меня возникла идея использования в работе с детьми интеграции музыки и движения. Именно общие выразительные средства: ритм, темп, мелодия, тембр, характер, динамика объединяют эти виды искусства. Для этого я очень внимательно подхожу к подбору полноценного музыкального и литературного материала. Музыкальные произведения использую разного жанра, их отличает разнообразие ритмического рисунка. Чтобы передать ритм, изображённый в музыке и в стихах с помощью тонко изображённых движений рук и ног, использую игровой материал.
— Вокально – двигательные разминки. Они предназначены для концентрирования внимания детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Начиная с простейших игр, упражнений с последующим усложнением, что делает их более увлекательными. Например, самая простая попевка:
Ручку правую вперёд,
А затем её назад,
Ручку левую вперёд,
А затем её назад.
Вместе две руки вперёд
Вместе две руки назад.
Вот какие наши ручки,
Вот какие ручки!
Помимо вокально – ритмических заданий занимаюсь с детьми тренингами их дыхания, дикции, точности вокализирования и различных творческих проявлений, в первую очередь вокальной импровизации.
— Упражнения на тренировку дыхания.
Предварительно говорю, чтобы научились хорошо петь, надо научиться правильно, дышать, а в этом помогут весёлые упражнения. Каждое упражнение является весёлой забавой, которая может затем повторяться с детьми в минуты досуга. Например “Фантазия”. Объясняю детям, что сегодня на занятии мы будем заниматься тренировкой дыхательного аппарата, а поможет в этом всего один звук “ш”
Ответы детей – ветер шелестит листьями деревьев,
— спускается воздушный шарик
— набегает и убегает с берега морская волна
— жарится на сковородке картошка
— змея шипит
— сыплется песок
Дети имитируют движения, во время которых слышится звук “ш”. Произнося звук “ш” они раскачивают ладошками, подняв руки вверх – изображая порывы ветра, делают вид, что сдувают воздушный шарик и т. д. Затем усложняем упражнение, произносим звук “ш” с усилением его звучания, потом с ослаблением.
В работе над вокальным исполнительством применяю такой приём под названием “Пение про себя”. Когда часть музыкального произведения исполняется обычно, часть молча пропевая внутренним слухом. Такой приём мобилизует детское внимание. Например “Андрей – воробей” исполняем по строчке. По мере того, как у ребят будет накапливаться опыт, усложняю задание, раздробив строчку песни. Обычно окончание поётся вслух, чтобы дети проверили свою вокальную интонацию и понять, сумели ли они вернуться к тонике.
— Использую в своей работе вокальную импровизацию – сочинение и одновременное исполнение собственного напева. Предлагаю детям мини — рассказы, в ходе которых включена импровизация.
— Пошли дети в лес, чтобы не потеряться стали аукаться…
— В лесу они услышали пение кукушки…
— Закапал дождик…
— А потом тучки ушли и запели птички…
— Большой интерес у детей вызывают игры — драматизации под собственное вокально двигательное сопровождение или просто под музыку с метроритмическими действиями. Погружаю детей в хореографическую ситуацию, что позволяет выполнять движения с лучшим пониманием смысла и эмоциональной отдачей.
Например “Продавцы на ярмарке”
Говорю детям, что мы попали на ярмарку. Кружатся карусели, пляшут скоморохи, повсюду смех, музыка, веселье. А вот и торговые ряды каждый продавец хвалит свой товар, уговаривает купить. Попробуем и мы на время превратиться в этих замечательных продавцов. И не простых продавцов, а музыкальных, которые движутся в такт звучащей музыки и поэтому кажется, будто они выполняют свой особенный ярморочный танец. Посмотрим, какие действия под музыку мы можем выполнить. Дальше объясняю и показываю действия.
- Завлекают покупателей
- Показывают, какой у них товар
- Зазывают покупателей
- Хвалят товар
- Торгуются с покупателями
- Сговариваются о покупке
- Складывают товар в свёрток
- Прощаются
Все движения выполняются чётное количество раз.
— Инсценировка песен. Осваивая эти песни, дети овладевают их мелодическим и ритмическим языком. Например, песня: “Что же маме подарить?”
— Использую музыкальные аутотренинги, которые регулируют состояние души ребёнка, помогают преодолеть неуверенность, растерянность, страх, боязнь. Помогают стабилизировать нервную систему. Внимательно слежу не только за пантомимикой, но и за мимикой. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения, например “Солнышко” или “Солнечный лучик”. Объясняю детям, что плохое настроение часто бывает из – за плохой погоды. Несколько дней не показывается солнышко на небе. Но вот наконец ненастье ушло и сквозь тучи проникает на землю первый тёплый лучик. Мы видим, как он проникает в комнату и в этом луче словно кувыркаясь от радости, копошатся пылинки. Солнечный луч попадает на игрушки, освещая их, и, кажется, начинают улыбаться навстречу этому лучу. Мы подставляем навстречу лучу свою ладонь, и она становится тёплой. Предлагаю вытянуть ладошки навстречу солнечному лучу. Предлагаю под звуки музыки представить с каким чувством мы встретим долгожданный лучик. Каким при этом должно быть выражение лица (дети выбирают рисунок лица и продолжают слушать музыку).
Проведя диагностику и проанализировав полученные результаты, пришла к выводу:
— Дети умеют правильно пользоваться своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполняют мелодию песен, контролируют своё исполнение, помогая себе движением руки.
— У детей расширился диапазон голоса, они умеют пользоваться им.
— Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений.
В дальнейшем буду совершенствовать работу по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению, используя внедрения в работу игровой методики Е.Ю. Матвиенко.
— Ритмодекламация – синтез музыки, поэзии и ритма.
— Мелодекламация – форма более простого соединения музыки и текста.
— Ритмодекламация и мелодекламация являются доступным и эффективным средством развития дошкольника. Они таят в себе множество открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие, как детям, так и взрослым.
— Повышение уровня знаний педагогов о развитии музыкальных способностей в пении.
— Разработка новых творческих заданий для развития музыкальных способностей в пении.