-
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Природа и её охрана» Программное содержание:
-расширять, углублять и систематизировать знания детей о природе;
-формировать у детей понятия «Красная книга», «заповедник», «Большой Кавказский заповедник»;
-познакомить детей с представителями Красной книги Краснодарского края;
-закрепить знания детей о правильном поведении в природе;
-развивать связную речь и навыки общения;
-воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Материалы: иллюстрации животные и растения Краснодарского края, Красная книга, Большой Кавказский заповедник, правила поведения в природе; фонограммы «Шум леса», «шум моря», «шум ветра», мелодия «В мире животных»; шарик — сердечко, карточки с цифрами по количеству детей.
Словарная работа: «Красная книга», «заповедник», «Большой Кавказский заповедник».
Методические приёмы: — сюрпризный момент;
-повторение «правил поведения в природе»;
-путешествие в мир «Природы»;
-дыхательная гимнастика;
-ф/ м «Как живёшь?»;
-беседа на тему «Охрана природы»;
-Красная книга Краснодарского края;
-д/ и «Передай сердечко и скажи словечко!»;
-чтение стихотворения «Люблю природу русскую!»
Ход НОД:
(Дети с воспитателем становятся в круг).
Воспитатель: — Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
— Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в волшебную страну под названием «ПРИРОДА».
-А вы знаете что такое природа? (ответы детей).
-Какая бывает природа? (живая и неживая).
Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе: дети по одному берут карточки и объясняют, что это за знак.
Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
Не рвите цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!
Не трогайте грибы!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не кричите! Не шумите!
-Осталось приобрести билеты, занять свои места и в путь…
(Дети берут карточки с цифрами и садятся на соответствующий стульчик).
-Наше путешествие в природу начинается (Дети закрывают глаза и по фонограмме угадывают место, куда они приехали).
Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».
Первая остановка «ЛЕСНАЯ».
Беседа по вопросам:
-Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).
-Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
-А животные, которые живут рядом с человеком? (домашние).
А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).
-Снова закрываем глазки…куда же мы приехали? (звучит фонограмма «шум моря»).
Вторая остановка «МОРСКАЯ».
-Сейчас мы с вами поговорим о воде.
-Кто живет в воде?
-А вода нужна только рыбам? (ответы детей).
-Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).
Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».
— Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок, чай, кофе, компот, борщ, суп, бульон, кисель и т. д.).
-Снова закрываем глазки…куда же мы приехали? (звучит фонограмма «шум ветра»).
Третья остановка «Воздушная».
-Ребята, ветер — это поток воздуха.
-А кто живет в воздухе? (птицы).
-Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные).
-А птицы, которые зимой остаются с нами? (зимующие).
-Воздух нужен только птицам?
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
Мы вдохнули глубоко,
И живётся нам легко.
Воспитатель: Ну что ж теперь пора возвращаться в детский сад, в котором мы с вами живем дружно и весело. Давайте покажем как.
Физкультминутка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Во время путешествия мы с вами вспомнили то, о чем вы знаете.
Беседа на тему «Охрана природы».
-Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины.
Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.
— Ребята, скажите, почему же выбрали именно красный цвет?
— Правильно, потому что Красный цвет — это цвет опасности, сигнал тревоги. В эту книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.
Есть Красная книга России, в которую занесены исчезающие животные и растения России. Но в каждом регионе России тоже есть своя Красная книга, где описаны редкие виды данного региона.
Люди создали для них специальные парки и заповедники. В них категорически запрещается рвать растения, охотиться. А я вам хочу рассказать о Кавказском заповеднике (просмотр презентации).
Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, чистую воду и свежий воздух. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относится к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски не бережет ее, лес, животных, растений, птиц.
Ведь дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Д/и «Передай сердечко и скажи словечко!»
(Дети говорят, что нового они узнали и передают игрушку-сердечко).
Ребёнок читает стихотворение.
Люблю природу русскую,
Хочу сберечь от всех.
Её творенья русские
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить,
Следить будем всегда.
И будет благодарна
Нам матушка — земля!
Комментарии закрыты.