-
Проект «От зерна до каравая» Ст воспитатель МДОУ д/с №11
С.Д. Чумаченко
Участники проекта: дети старшей и подготовительных групп, педагоги детского сада, родители.
Длительность проекта: один год.
Развивающая среда: групповые помещения, зимний сад, познавательная комната, музыкальный зал, физкультурный зал, кубанский дворик, хлебное поле, комната кубанского быта.
Материалы и оборудование:
Семена пшеницы и другие (для сравнения), географическая карта, ящик ощущений, весы, лупы, иллюстрации пшеницы (всего растения – колос, стебель, листья, корень). Костюмы героев сказок по теме для уголка ряженья, декорации и костюмы для игр драматизации.
Материалы для изобразительной деятельности. Дневники наблюдений, значки – символы пшеницы для прикрепления к географической карте. Оборудование для исследовательской деятельности.
Литература : Пословицы и поговорки о хлебе, сказки, рассказы, потешки, стихи и песни про хлеб.
Этапы проекта.
1 Чтение и обсуждение сказок, стихов, рассказов по теме.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Подбор оборудования и материалов.
4. Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений.
5. Беседа с детьми и родителями о том, что они будут делать в рамках проекта
6. Работа с географической картой.
7. Изготовление значков – символов для работы с географической картой.
8. Изготовление атрибутов для игр драматизаций.
Основной этап проекта
1. Подготовка к исследованию и выполнение различных исследований.
2. Изобразительная деятельность детей по теме проекта.
3. Игры с ящиком ощущений.
4. Разучивание песен, стихов, пословиц, загадок по теме.
5. Игры – драматизации.
Заключительный этап проекта.
1. Уборка урожая
2. Праздник урожая.
Методические рекомендации.
Обсудить в коллективе возможные направления работы в рамках проекта.
Варианты интеграции (что может сделать педагог по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию). Какие виды детской деятельности может реализовать каждый воспитатель с учетом возрастных особенностей детей.
Работа с родителями.
Рассказать родителям, бабушкам и дедушкам о проекте. Попросить их посадить семена пшеницы с ребенком и понаблюдать за ней, делая записи результатов своих наблюдений. Привлекать родителей к изготовлению атрибутов к играм, к подбору пословиц, загадок, стихов, песен по теме проекта.
Разработка материала к проекту.
Игра с ящиком ощущений.
-Ребенок описывает, что лежит в ящике ощущений остальные дети отгадывают.
— Педагог помещает в ящик разные семена (пшеница, овес, фасоль, кукуруза, рожь и т.д.) Дети на ощупь определяют разные семена, описывают их, отгадывают, вынимают и показывают всем детям. По аналогии проводится игра с «Чудесным мешочком» в средней группе.
Театрализованная деятельность.
-самостоятельное разыгрывание сказки (на пример «Круть и Верть»)
используя различные атрибуты.
— выразительное рассказывание сказки с помощью настольного театра, пальчикового и т.д. в форме монолога, так и по ролям.
Для детей подготовительной группы можно предложить видоизменить сказку используя известные рекомендации итальянского писателя Д.Родари( перевирание сказки, «винегрет из сказок» и т. д.)
Изобразительная деятельность.
— для каждого возраста подбираются задания разного уровня сложности рисования, аппликации.
Исследование.
— полностью стебля пшеницы
-исследование семян
-исследование на поле (не только ухаживать за растениями, но и исследовать почву, ее обитателей, выясняют, если в почве воздух).
Опыты с зерном и мукой
-помещают разные семена в емкости с водой и выясняют, какие из них тонут, а какие нет и т.д.
— выясняют свойства муки.
Дети высказывают свои предположения. Высказывание детей не комментируются.
Что нужно для проекта
1. Фото по этапам проекта
2.Разработка конспектов занятий, бесед, игр, наблюдений, опытов.
3. Оформление дневников наблюдений.
4. Сбор загадок, стихов, пословиц и поговорок по теме проекта.
5. Изготовление атрибутов для игр.
6. Подбор иллюстраций к теме.
7. Изготовление «ящика ощущений».
8. Наблюдение за ростом пшеницы и ячменя, как за озимой, так и яровой.