-
Экологические моделирование как средство расширения образовательного пространства дошкольников Воспитатель ЧДОУ
«Детский сад № 98
ОАО «РЖД»
Трубаева И.В.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Моделирование (моделирующая деятельность) – совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Модели — материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Роль экологического моделирования :
- Позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи;
- Способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе;
- Абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности;
- Способствует развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, трудовой деятельности.
Цель моделирования: расширить образовательное поле дошкольников, которое обеспечит успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Особенность моделирования как метода обучения: способность делать наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Виды моделей:
- ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой;
- ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — в ней все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета-макета, предмета-заместителя;
- ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ представлена в виде графиков, схем, таблиц и т.п.; модель обобщенно передает разные виды отношений в природе.
В презентации представлены примеры предметных моделей (экосистема водоем, леса умеренных широт, тропический лес, тайга, село; календарь природы) — предметная модель воспроизводит структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Эко дизайн территории детского сада является одним из ярких видов предметного моделирования.
Примером предметно – схематической модели могут быть: изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы деревьев, листьев; полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений. Следующая модель способствует усвоению детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов, связи животного со средой обитания.
Типы графических моделей.
— Одной из самых распространенных форм графических моделей является календарь наблюдений за сезонными изменениями природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Каждое явление природы имеет свой графический символ;
— Альбом долговременных наблюдений за живой природой (за всходами пшеницы, за травянчиком, за луком);
— Мнемотаблица — схема, в которую заложена определенная информация об экологической системе в целом или отдельной ее части.
— Компьютерная графика, например создание экологических сказок, в которых можно знакомить детей с героями эколятами, их приключениями, и давать новые знания о природе.
— Майнд (ментальные) – карты (дословно означает «карта мысли). Изначально были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он работал над созданием техник запоминания, которые помогли бы легко усваивать большие объемы информации и надолго удерживать их в памяти. Майнд-карты позволяют одновременно активировать левое и правое полушария, способствуя развитию творчества и креативности. Принцип построения майнд – карты: в центр помещаем проблему, задачу, концепцию, идею, которую нам надо рассмотреть; отводим от центра веточки основные понятия, связанные с проблемой; к толстым веточкам пририсовываем более тонкие. Таким образом, получается более полная картина изучаемого вопроса. Так можно систематизировать и обобщать знания по экологии в ДОУ: майнд – карта по теме «Времена года», «Домашние животные», «Экологические проблемы» и др.
Требования к экологическим моделям:
- должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней;
- должна ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью;
- должна облегчать познание .
Выделяют следующие этапы обучения моделированию дошкольников:
- детям предлагается описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
- организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки различия и сходства, одновременно дается задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели-заместители признаков ;
- постепенное увеличение количества сравниваемых объектов до трех-четырех;
- обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков ;
- руководство созданием моделей элементарных понятий («рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т.д.) .
Комментарии закрыты.