-
Практикум «Речевые игры экологического содержания для играющих старшего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей в вопроса экологического образования дошкольников
Задачи:
— уточнить и закрепить педагогов теоретические и практические навыки использования речевых игр с экологической тематикой;
— повысить заинтересованность педагога вопросами экологического образования дошкольников.
Ход мероприятия:
Ведущий практикума:
В жизни играющих дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. Оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача.
Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель руководить всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.
Таким образом, словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специального оснащения, условий. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.
Основная часть:
Блиц-опрос: назовите речевые игры экологической направленности для играющих старшего дошкольного возраста и задачи к ним.
Ведущий практикума:
Предлагаемая система игр позволяет в увлекательной для играющих форме отработать первоначальные умения системного мышления.
Метель
Играющие кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо-карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла… (снег — снежинки, мороз, каток, сугробы)
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
«Хорошо — плохо»
Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а играющие сначала перечисляют его полезные свойства, а потом — вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.
Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.
Экологическое лукошко «Аптека Айболита»
Цель: сформировать представления играющих о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно – зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.
Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Играющий находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленным доктором».
Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
«Лесник»
Цель: закрепить знания играющих о правилах поведения человека в лесу; упражнять в расположении предупреждающих экологических знаков.
Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов «ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.
Методика проведения: играющие поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежавших в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
«Я знаю»
Материал: мяч.
Ход игры: подбрасывают мяч и говорят «Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.
Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -«Звери». Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.
Я еду в деревню
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.
Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.
Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.
Змея
В игре участвуют 4-6 играющих. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город… Или: морковь, грядка, огород, деревня… Слова называются не по порядку.
Затем играющие разбегаются в разные стороны, а по сигналу: «Змея, стройся!» должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.
Неумейка
Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.
Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я — балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т.д.
Цепочка
Первый ребёнок называет объект.
Второй — его свойство.
Третий — объект с названным свойством.
Четвёртый — другое свойство нового объекта и т.д.
Например:
Морковь.
Морковь сладкая.
Сладким бывает сахар.
Сахар белый.
Белым бывает снег и т.д.
Повторяка
Играющие выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные играющие «примеряют» эту функцию на себя:
Я — лягушка. Я умею прыгать.
Я — машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я — Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Рыбы — птицы — звери»
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Играющий, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».
Был. Есть. Будет.
Воспитатель называет объект. Играющие перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:
сейчас — сладкое, сочное, красное…
было — зелёное, кислое, терпкое…
будет — сухое, сморщенное, червивое.
Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.
«Назови одним словом»
Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, играющие называют их одним словом (береза, дуб, сосна — деревья и т.д.).
Угадай, кто я?
Играющие сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» (действие изображается при помощи пластики.)
Играющие должны отгадать и назвать изображённое действие. «А ещё я умею…» — говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций играющие отгадывают объект.
Например: прыгать, катиться, лежать… (мячик).
Если играющие назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.
Количество участников — до 10 человек.
Комментарии закрыты.