-
Конспект образовательной деятельности в области «Познание» по теме: «Хвала рукам, что пахнут хлебом» для детей старшей группы. Цель: Научить детей уважать и ценить чужой труд, знать цену русского хлеба.
Ход занятия: «Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб -одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца , возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.
Насущным называют хлеб, т.е. необходимым для жизни. Когда хлеб в достатке- ценность его не замечается. Кто не испытал голода, кто не работал в поле ,то не знает его истинной ценности. Колос-это символ соединения. Зерно к зерну ,рад к ряду, из малого – большое. Нужно сложение десятков зерен чтобы получить колос. Нужно соединить труд многих людей, чтобы хлеб пришел к нам на стол пышным и ароматным караваем Мы привыкли, что хлеб у нас на столе есть всегда. Но были и другие дни, лихие годы… 1941 год Ленинградская блокада. Город во вражеском кольце. Он отрезан от Большой земли. Одна дорога связывала Ленинград с Большой землей-Ладожское озеро, а запасы продовольствия в городе, где проживали более 2-х миллионов человек ,таяли на глазах.
Путь через Ладогу неблизкий, да к тому же опасный : бомбит фашистская авиация, бьет артиллерия ,подстерегают вражеские суда ( пока не встал лед).
8 сентября бомбили Бадаевские склады. Горел сахар и другие продукты. Спустя 4 дня были снижены нормы выдачи хлеба, а затем через 10 дней (12 сентября)- прокатилась второе снижение норм хлеба. Хлеб выпекали из сложной смели ржаной ,овсяной ,солодовой ,соевой муки с добавлением льняного и хлопкового жмыха , отрубей. С 10го ноября 1941 года Ленинградцы получали в день только 125 грамм хлеба- и больше никаких продуктов.
К страшному слову «Блокада» прибавилась слово «голод» .Ленинградцы слабели ,многие едва передвигались, умирали . Декабрь унес 53 тыс. жителей. Январь оказался еще тяжелее. Ежедневно умирали около 4 тыс.человек. Мизерные прибавки не спасали.
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитать !
Но мы не плачем:
Правду говоря ,что слезы вымерзли у ленинградцев. Рано в ноябре ,наступили морозы.22 ноября начала действовать (Дорога жизни). Первым испробовал Ладогу лошадиный обоз.
Сколько людей погибло. Одним из первых , кто вывел свою полуторку на топкий ноябрьский лед , был Петр Григорьевич Михайлин. Он прожил 900 дней и ночей в блокадном Ленинграде.
Расстреливаемый в упор, ладожский лед жил. Нес он к берегу полуторки и трехтонки с мукой, патронами в Ленинград, с детьми, стариками назад на Большую землю. За каждой машиной охотились самолеты враги, пытаясь если не вводе, то в крови утопить смельчаков. По дну озера, словно проекции (Дороги жизни), пролегла ее тень. Это сотни и сотни утонувших машин и саней, тысячи павших героев ледовой трассы. Вот какой ценой доставали хлеб в блокадный Ленинград. Так и назвали ленинградцы дорогу через Ладогу-(Дорогой жизни)
И сегодня те из ветеранов, кто спускаются к берегу, встают на колени и целуют со слезами студеный ладожский лед.
Вот этим людям мы обязаны тем, что хлеба у нас вдоволь. Земледелец, хлебороб, древнейшая и самая необходимая профессия. И как раньше сын сменял отца у сохи, так и впредь он будет у штурвала комбайна вставать.
(Читается стихотворение «Хлеб»).
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба.
Нужен труд десятков рук.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей,
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
Хочешь, есть калачи — не седи на печи. Вот и мы с вами ребята ,пойдем сегодня на наше опытное поле сеять пшеницу. А какую? Озимую. Почему? Потому, что осенью сеют озимую. (Земля наша кормилица). (Земля работу любит). Дотроньтесь рукой до земли. Какая она теплая, живая. (Какова земля, таков и хлеб). Отгадайте загадку:
Меня колю и бьют
Режут и мнут
А я все терплю
И всем добром плачу.
(пахотная земля).
Успеть нам нужно многое :скопать землю, внести удобрение ,проборонить, посеять.
Только поспевает. «Горька работа, да хлеб сладок». Делаем рядочки, расстояние между ними 15см. И начинаем сеять. (Зерна отобрали самые лучшие, отсчитали по сто штук для одного ряда, у нас будет 4 ряда пшеницы). Граблями ровняем (укрываем) зерна. Тут, в пору, вспомнить пословицу: «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится». Теперь хорошо-бы, чтобы пошел дождик. Он поможет зернам быстрее прорасти. И еще будем ждать зиму, снежную. Почему? Потому, что тогда молодые ростки не погибнут, укрытые снежным покрывалом. А мы с вами будем приходить на наше поле, и наблюдать какие изменения здесь произошли. Делать зарисовки, вести записи.
Хлебушко, расти, времечко, лети.
До новой весны, до нового лета,
До нового хлеба.