-
Формирование экологической культуры дошкольников в процессе системы экологических акций Дереза Елена Валентиновна
воспитателя ЧДОУ
«Детский сад № 97 ОАО «РЖД»
Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологических представлений. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к окружающему миру. Эффективным средством формирования экологической культуры личности дошкольника является его органичное включение в деятельность экологической направленности, которая предполагает многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов с окружающей природной средой.
(Слайд 2) Дошкольным образовательным учреждениям ОАО «РЖД» было предложено провести работу в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы». Мы получили сооттветсвующее свидетельство и начали работать.
(Слайд 3-7) На территории детского сада созданы модели экосистем: пруд, альпийская горка, огород, фитоклумба, муравейник, птичий городок. На участках растут экзотические деревья: магнолия, тюльпановое дерево, канадский клен. По периметру детского сада территорию «охраняют» четыре многовековых дуба, находящихся под охраной государства.
(Слайд 8-16) Ежегодно на празднике, посвященном Дне земли мы принимаем в ряды эколят – юных защитников природы детей старшей группы. Старшие дошкольники активно познают природу, участвую совместно с родителями в природоохранных акциях и изготавливают творческие работы, реализуют мини-проекты. В детском саду работает экологическая почта, экодружины постоянно патрулируют территорию сада, участвуют в её преобразовании. Педагоги создают условия для формирования экологического сознания у детей, формирования желания заботиться об окружающем мире.
(Слайд 17) Участие в проекте принесло положительно-эмоцинальный отклик со стороны детей, родителей воспитанников и педагогов. Мы решили не останавливаться, а продолжить, углубить и систематизировать работу в данном направлении. Творческой группой педагогов ЧДОУ Детский сад №97 ОАО «РЖД» были разработаны перспективные планы работы, конспекты образовательной деятельности, викторины, интерактивные игры и т.д. что позволило нашему дошкольному учреждению получить статус краевой площадки передового педагогического опыта ГБУ ИРО Краснодарского края по теме «Создание условий для формирования экологического сознания дошкольников».
(Слайд 18) Ведущей формой развития активной экологонаправленной деятельностью в нашем учреждении стали акции. В детском саду накоплен опыт по проведению экологических акций, отмечена высокая результативность и включенность всех участников образовательного процесса в их проведение.
В переводе с французского слово «акция» означает действие, поступок, замысел. Следовательно, под экологической (природоохранной) акцией понимается практическая деятельность людей, направленная на изменение экологической обстановки и общественного мнения. Цели природоохранной акции проводимой в детском саду, конечно скромнее, но с их помощью можно своевременно, в самый благоприятный период жизни, начать формировать гражданскую позицию ребёнка по отношению к окружающей среде. Главный аспект природоохранных акций – практический, направленный на достижение конкретного результата.
(Слайд 19) Мы выделили несколько видов акций, которые целесообразно проводить в условиях дошкольного учреждения: групповую, которую осуществляет одна дошкольная группа; коллективную, в которой участвуют обучающиеся всего ДОУ; общественную, которую осуществляют несколько образовательных организаций в рамках общественных экологических движений (районного, регионального, федерального масштабов).
Отправной точкой для разработки той или иной акции являются: календарь экологических событий или наличие проблемы, возникшей конкретно в нашем детскому саду, например жестокое или равнодушное отношение к насекомым, птицам, растительному миру. Любую акцию необходимо грамотно подготовить и провести.
(Слайд 20) Учитывая, что длительность проведения экологической акции может занимать до 2-3 месяцев, и помимо детей в ней задействованы сотрудники детского сада, родители, мы сочли необходимым определить алгоритм проведения этого масштабного мероприятия.
Рассмотрим конкретнее этапы работы по проведению акции на примере того, как мы готовились к Дню китов, который прошёл в феврале.
Первый этап — «методический». Огромна роль в проведении экологических акций педагогов-воспитателей. Ведь именно они «несут» экологическую культуру детям. На данном этапе осуществляется повышение уровня экологической компетентности педагогов во время постоянно действующего семинара «Экологическая копилочка». И так, каждый воспитатель готовит сообщение по теме, делится интересными педагогическими идеями. Этот этап направлен на расширение знаний взрослых о природе, поиск методов работы с детьми по данной теме.
(Сдайд 21) Кит – в переводе с греческого обозначает «морское чудовище»
(Слайд 22)Как вы думаете, кто ближайший родственник китообразных
Бегемот, киты произошли от сухопутных парнокопытных.
Где обитают киты?
Киты обитают во всех океанах. Большинство видов китов — стадные животные и предпочитают жить группами по нескольку десятков и даже тысяч особей. Часть видов подвержена постоянным сезонным миграциям: зимой киты уплывают в теплые воды, где проходят роды, а летом жируют в умеренных и высоких широтах.
(Слайд 23) Питаются планктонами, моллюсками и рыбой. Только косатка ест пингвинов и тюленей.
(Слайд 24, 25, 26) Мы узнали, что киты, а точнее китообразные делятся на два подотряда: усатые и зубатые, которые в свою очередь тоже делятся на подвиды.
Усатые киты – серый кит, синий кит, горбатый кит, карликовый кит. На верхней челюсти развиваются от 360 до 800 длинных роговых пластинок, называемых «китовым усом», расположенных поперёк дёсен. Получается своеобразное сито, которое отцеживет из воды планктонных моллюсков, ракообразных и мелких рыб.
К зубатым относятся дельфины, косатки, кашалоты и морские свиньи. В отличие от усатых китов на их челюстях имеются зубы. Зубатые киты являются плотоядными животными и питаются преимущественно рыбой, головоногими и в некоторых случаях морскими млекопитающими.
Интересные факты о китах мы собрали в буклете.
Педагоги приняли решение, что тема китов будет отражена в работе каждой группы, к ней присоединяться узкие специалисты.
Второй этап – непосредственная работа с детьми «Хочу всё знать». Его цель – познакомить детей с объектом природы, заинтересовать его особенностями, показать его ценность, роль в природе, вызвать добрые чувства по отношению к объекту.
(Слайд 27) Дети младшей группы занялись пальчиковым рисованием. Они увлечённо раскрашивали китов и разучили стихотворение
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает?(Слайд 28) И оформили работу «Морские приключения»
В средней группе кит принёс детям морскую воду, с которой они экспериментировали.
(Слайд 29) В старшей группе работа была построена при помощи адвент- календаря в ожидании дня китов. Задания, написанные на обратной стороне пузырьков, направлены на знакомство детей с разнообразием китов, их особенностями и повадками. Например, отгадывание загадок, разучивание стихотворений, физминуток, поделка кита и дельфина, подвижные игры по теме. Естественно, прошли ряд ознакомительных бесед с детьми о морских обитателях. (Слайд 15) Для закрепления знаний о китах и других морских животных, педагоги старшей группы оформили игры «Морское лото», «Парные картинки», карточки для игр «Чего не стало, что изменилось». (Слайд 30) В старшей группе был пополнении театр на карандашах на морскую тематику.
(Слайд 31) В компенсирующей группе прошли разнообразные игры и беседы о китах, дети изготавливали плакаты в защиту китов.
(Слайд 32) В подготовительной группе прошли ряд телепередач, когда дети готовили небольшие сообщения совместно с родителями, а потом представляли их группе. Система домашних заготовок является эффективным средством включения родителей в образовательный процесс. А метод рекламы позволяет детям собрать и преподнести информацию в доступной форме.
(Слайд 33) В подготовительной группе появился тактильный макет, от которого буквально невозможно было оттащить не только детей, но и взрослых. Был оформлен лепбук «Киты» где собраны материалы по теме.
(Слайд 34) Нам так же в работе пригодился макет «Морское дно», рабочая тетрадь «Морские обитатели» и рабочие листы по теме, направленные на развитие психических процессов.
Во всех группах педагоги использовали один из приёмов синектики – отождествление себя с объектом природы. Всевозможные этюды и перевоплощения можно использовались в ходе образовательной деятельности, в совместных играх с детьми. Когда дети узнали, что киты умеют петь песни, начался целый китовый концерт.
(Слайд 35) Когда у детей накопилось достаточно знаний о китах, начался третий этап — постановка проблемы. В ходе бесед обнаружилась проблема — киты исчезают из-за деятельности человека. Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей ценить природу, но и сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, предотвратить поступки, наносящие вред природе. 19 февраля мировое сообщество отмечает Всемирный день китов. В 1986 году по решению Международной китобойной комиссии — МКК был введен запрет на китобойный промысел и учрежден этот день. Экологи многих стран этот день считают днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих, которым грозит опасность уничтожения. К сожалению не все соблюдают этот запрет, особенно в тех местах, где киты – единственная пища людей. В Дании до сих пор используются ритуальные убийства китов и дельфинов.
(Слайд 36) Четвёртый этап – этап практической деятельности. Здесь активными участниками являются дети, во главе с педагогами. Вот какие идеи предлагали дети для того, чтобы сохранить китов:
« Не мусорить в море»
«Записать в Красную «Книгу»
«Сделать табличку про китов» ( а плохие не увидят)
«Можно сделать ограждения в море»
«Всем раздать Красную книгу, чтоб они понимали…»
«По новостям рассказать передачу»
(Слайд 37,38) «Можно сказать по китовому языку «Киты – не давайтесь в сети к людям»
«Письма разослать и подчеркнуть красным карандашом, чтобы поняли»
«Перевезти китов в безопасное место» (мозговой штурм, как это сделать)
(Слайд 39, 40) В Красную Книгу группы была внесена соответствующая статья о китах, изготовлен плакат «Берегите китов», и родителям розданы буклеты, посвящённые этому празднику. Совместно с педагогом ИЗО дети нарисовали комиксы о китах.
(Слайд 41, 42) Пятый этап – итоговый. Наша работа завершилась грандиозным праздником, в ходе которого дети спасали кита, запутавшегося в сетях. Но, этот этап может проходить и в форме награждения, изготовления фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д
Для удобства работы воспитателей на каждую тему мы завели отдельные папки-копилки, «экочемоданчики», в которых постепенно накапливаются материалы по каждой акции — начиная от плана проведения экологических акций, библиографического списка, консультаций, до перечня дидактических игр, разработанных конспектов, подборки стихов и музыкального репертуара, мультимедийная продукция. Опыт показывает, что такой подход, когда абсолютно весь материал сконцентрирован в одном месте, наиболее рационален.
Полученный нами опыт показал, что при проведении экологических акций важно почувствовать настроение участников акции, вывить отношение к социальному действию, собрать отзывы. Это может быть выполнено с использованием опросного листа, книги отзывов, интервью и т. п. И, конечно же, для дошкольников крайне важны зрелищность и наглядность мероприятия. Помочь в реализации данного принципа может специальная одежда участников акции (футболки, кепки, галстуки, костюмы и т. п.), плакаты, музыкальное оформление, яркие сценарные события (запуск бумажных змеев, воздушных шаров).
(Слайд 43) Организация и проведение экологических акций с детьми – дело действительно интересное и плодотворное. Результатом этой деятельности будут экологически грамотные, неравнодушные к природе дети – будущие граждане нашей страны. Подтверждением результативности нашей работы была викторина, которая прошла 15 апреля в день экологических знаний в подготовительной к школе группе. Дети показывали довольно высокий уровень экологической грамотности и желания сохранить природу — это и является показателем правильно организованной работы.
Педагоги нашего детского сада убеждены: экологические акции имеют огромное значение для формирования экологического сознания и основ экологической культуры дошкольника. Дети чувствуют себя причастными к большому важному делу, у них откладывается понимание собственной нужности и важности, а это важный компонент личностного развития.
Список использованных источников:
- Инновационная деятельность в ДОУ. И.Урмина, Т.Данилина. М.: 2009г.
- Система работы по экологическому воспитанию. П.Г.Федосеева. Издательство «Корифей», 2008г.
- Природоохранные акции. Экологический календарь: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.
4.http://studbooks.net/1273212/pedagogika/aktsiya_sotsialno_pedagogicheskoe_sredstvo
- http://nsportal.ru/user/671261/page/kalendar-ekologicheskih-dat
Комментарии закрыты.