-
Конспект занятия в подготовительной группе «Без воды нам жить нельзя» Кибец Е. Я., воспитатель МБДОУ д/с № 11
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о воде, её свойствах, природных состояниях и роли в жизни человека;
- Подвести детей к пониманию того, что чистая вода – бесценный дар природы, который надо бережно сохранять;
- Развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения и делать простейшие выводы.
- Продолжать воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: пластиковые стаканы с чистой водой, растительное масло в стаканах, Яйцо на каждого ребёнка, соль в розетках, чайные ложечки, воронки,салфетки, пищевой краситель.
Ход занятия:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
— Ребята, так где же можно обнаружить воду? И в морях, и в океанах, и в болотах. Если бы мы с вами могли подняться в космос и взглянуть оттуда на нашу землю, мы бы увидели голубой шар, вот такой. (показываю глобус)
— Какой цвет основной на глобусе? Голубой цвет – вода. Значит, воды на земле не так уж и мало, и нечего переживать, её хватит надолго?
— Но ведь это всё моря и океаны, а в них вода какая? Солёная. Можно ли её пить? А готовить обед? А поливать цветы, поить животных. Пить можно только пресную воду, а её не так уж и много, да ещё человек наносит большой вред. Заводы и фабрики берут из рек чистую воду, а возвращают уже грязную. В такой воде будут расти растения, жить рыбы и птицы? Как вы думаете, откуда приходит вода в наш водопроводный кран?
Из водохранилища, а в водохранилище из речки. Но прежде чем вода попадёт в наш кран, её надо очистить с помощью специальных фильтров. Вот и получается: вроде воды на земле много, но пригодной для питья, приготовления пищи, для того, чтобы мы могли жить не так уж и много, а наоборот даже – мало!
-Что же делать?
— К воде надо относиться очень бережно. Нельзя оставлять открытым кран, нельзя бросать мусор в реку.
— Ребята, а зачем тогда на земле так много воды? Может она вовсе и не нужна? Давайте представим, что произойдёт, если исчезнут с нашей планеты моря и океаны?
— исчезнут рыбы и морские животные
— не смогу плавать корабли.
— А вы знаете, что и дождя и снега мы тогда с вами не увидим. Ведь вы уже знакомы с круговоротом воды в природе. Откуда берётся пар, поднимающийся в небо чтобы пролиться дождём?
— С поверхности рек морей и океанов. Но если морей и океанов не станет, то и поднимающегося пара не станет, лил его будет так мало, что и дождика тоже не будет. А значит, погибнут растения, а за ними и птицы, и животные.
— Какой вывод можно сделать?
— Пресной воды очень мало, её необходимо беречь, но и солёная вода морей и океанов тоже очень важна.
— Давайте с вами поиграем.
Игра «Этого делать нельзя»
Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель бросает мяч и говорит: «Нельзя» , а поймавший мяч ребёнок говорит, чего нельзя делать: оставлять открытым кран, бросать в реку мусор, пустые бутылки, битое стекло и т. д.
— На прошлом занятии в нашей лаборатории мы узнали о некоторых свойствах воды. Хотите продолжить работу в нашей лаборатории?
Опыт 1. «Подводная лодка»
Солёная и пресная вода различаются не только по вкусу. Но и по своим свойствам. Хотите проверить? Возьмите яйцо и опустите в стакан с водой. Что произошло? Яйцо утонуло. Достанем осторожно наше яйцо из стакана и добавим в воду 4 столовых ложки воды, хорошенько размешаем. У нас получилась вода, похожая на морскую. Снова возьмём яйцо и опустим его теперь в солёную воду, что произошло? В солёной воде яйцо не тонет. Солёная вода намного плотнее пресной, поэтому плавать в ней легче.
Опыт 2. «Очищение воды»
На прошлом занятии мы растворили в воде сахар и соль и пришли к выводу, что вода – растворитель. Вода растворяет некоторые вещества, но все ли? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой и вылейте в неё масло. Растворилось ли масло? Масло плавает сверху. Хочется ли вам выпить такой воды? Не хочется, да и нельзя пить такую воду. Как же быть? Надо воду очистить. Сейчас вы сделаете самый простой фильтр. В воронку положите салфетку и вылейте грязную воду в воронку. Что произошло? Вода прошла сквозь салфетку, а масло осталось на ней. Мы с вами сделали самый простенький фильтр. Вот так же очищают воду перед тем, как отправить её к нам в водопровод. Конечно, фильтры там не такие простенькие, намного сложнее, но вы поняли, что воду, прежде чем пить, необходимо очистить.
Опыт 3. «Лавовая лампа»
В стакан ( на 2/3 наполненный водой), вылить растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Медленно всыпьте 1 чайную ложку соли. Что происходит?
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
— Вы замечательно справились с заданиями, как настоящие лаборанты. А теперь я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Вода – это жизнь»
Просмотр видеоролика «Вода – это жизнь»
После просмотра дети подводят итоги, почему вода так важна.
— А теперь я предлагаю вам придумать знаки, которые будут предупреждать людей, что нельзя делать на водоёмах, и как надо беречь воду.
Дети придумывают и рисуют знаки, запрещающие портить воду.
Комментарии закрыты.