-
Актуальность проблемы Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие, которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования. При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно – нравственному воспитанию.
Среди важнейших задач воспитания Концепция модернизации Российского образования на период до 2010года называет формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и др.
Мы, дошкольные работники, привыкли искать «новенькое» в любом материале и иногда не замечаем, как из старого, знакомого, известного вырисовывается новое видение, новый подход. Так бывает и в жизни: из одинаковых кирпичей у одного вырастает сарай, а у другого – дворец. А кирпичи- то, вот они! Бери, подбирай, строй!
Вот и мы постараемся из известных истин сложить новое задание, основанное на нашем индивидуальном видении путей, решения современных проблем возрождения духовности народа, через систему общественного дошкольного воспитания
Чего стоят слова о гуманизме, если в значительной мере человек потерял дар сочувствия и сопереживания, если произошла переоценка ценностей, лежащих в основе таких понятий, как порядочность, честь, совесть? Причины мы видим в этической неразвитости, тесным образом связанной с эстетической глухотой наших ребят.
Предлагаемый наш проект светское воспитание старших дошкольников призван содействовать реализации этих задач в рамках дошкольного образования. Наш проект построен в соответствии с личностно- ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечивать ее единство с современными программами дошкольного образования.
Наш проект по своей направленности является светским, в соответствии со ст. 14 Закона РФ «ОБ образовании», которая включает требования интеграции личности в систему мировой и национальной культур, ее содержание отражает духовный опыт русского православия без введения религиозной информации.
Почему мы выбрали именно светское воспитание для развития духовно – нравственного воспитания?
Необходимость полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, программа «Развития » — 1994г) показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978г)
К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
В его исследовании показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу.
По данным Т.М. Титаренко (1989г) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой проявляют заботу. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Следует помнить главное: мальчики и девочки имея разный мозг, ведут себя по — разному. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Говорят ведь, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а женщину женственной сильный, настоящий мужчина. Все это и определило содержание нашей работы.
В определении задач реализации проекта мы опирались на цели духовно- нравственного воспитания, сформулированные Ш.А. Амонашвили:
«В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и соморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения». Именно такой личности нам и не хватает.
Актуальность проблемы состоит в том, что нам необходима разработка системы полоролевого воспитания и системы комплексного воздействия
для развития духовно – нравственных качеств подрастающего поколения.
Идея экспериментального проекта.
Через светское воспитание с учетом полоролевого воспитания создание ребенку условий для полноценного духовно – нравственного развития.
Цель экспериментальной работы:
Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формирование начал мужественности и женственности у дошкольников.
Способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с разными познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой, приобщенной к здоровому образу жизни.
.
Задачи:
- Осуществление теоретико-методологического анализа данной проблемы.
- Выявление критериев и динамики психического и физического развития.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов по полоролевому воспитанию дошкольников.
- Формирование у родителей духовно – нравственной позиции.
Гипотеза:
Светское воспитание при комплексном, воздействие на ребенка позволит сформировать здоровую, гармонично развитую и духовно – нравственную личность.
Основные принципы:
— принцип дифференцированного подхода;
— принцип комплексного подхода;
-принцип систематичности;
-принцип заинтересованности всех участников процесса.
Предполагаемый результат
— сформированность высокого уровня физического, психического, эмоционального здоровья детей;
— сформированность адекватной полу модели поведения;
-сформированность гармонично развитой личности;
— сформированность активной духовно – нравственной позиции родителей;
Необходимые условия для проведения эксперимента:
— обеспечение условий для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей;
-соблюдение дифференцированного подхода к составлению «индивидуальных маршрутов развития» детей;
— подбор и расстановка педагогических кадров разного профиля, повышение их профессионального мастерства через нетрадиционные формы методической работы и самообразования сотрудников;
-организация и целенаправленная деятельность диагностической и коррекционной службы;
— научно – методическое сопровождение эксперимента.
Основные этапы работы
1 этап – констатирующий: углубленный анализ психического и физического развития детей, духовно- нравственного образования родителей,
педагогической и психологической готовности коллектива.
2этап — погружение педагогов и родителей в новый воспитательно-образовательный процесс. Создание педагогической среды реализующей специфические интересы мальчиков и девочек в различных видах деятельности, а также формирующей интерес к социальной роли мужчины и женщины через активно – действенный опыт общения детей, родителей и педагогов.
3 этап — итоговый: подведение итогов эксперимента, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.