-
Непосредственно-образовательная деятельность старшая группа. Тема: «Богатыри земли русской» Цель: Обогащать и расширять знание ребят о русских былинных богатырях.
Программное содержание:
- Учить ребят иметь знания и представления об окружении богатырей, о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской. Описывать представление о былине, о былинных героях- Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
- Развивать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желания им подражать.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
- Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
- Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей».
- Слушанье в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»
- Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей»
Словарная работа : Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжение, славяне, русичи, былины, топкие, болота, меч, булава, палица, кистень ,копье, секира, чекан, топор, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, карточки с изображением оружия богатырей ( меч, булава и др); оружие современных воинов (пистолет, ружье, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутье, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья- Разбойника, Змея Горыныча.
Ход деятельности:
Дети сидят в зале на стульчиках.
Воспитатель:
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары – часто нападали на славян, опустошала земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри. Вот как они выглядели (Показывает иллюстрации и картину В.М. Васнецова).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель:
Правильно, а кем были?
Дети:
Богатырями.
Воспитатель:
Дети, а как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри- это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри- это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов- стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнет, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдет. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Илья Муромец и Соловей разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои – богатыри?
Дети:
С Соловьем – разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправляться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорого.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатыри всегда стояли на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нем написано:
Пойдёшь направо
деньги и слава,
Пойдешь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым,
Двинешься прямо
ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.
(Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание)
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По веревочке пройдитесь,
Со ступать с нее нельзя
Пропасть вас там ждет друзья.
( На полу разложен канат по которому детям нужно пройти закрытымиглазами, руки на поясе).
Голос:
(Задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить – Родине служить.
Счастье – Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(Задание 3)
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей – разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их)
Голос:
(Задание 4)
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатыре – вот он каков:
(Показывают силача)
Он силен, он здоров,
Он из лук стреляли,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастем, мы и смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Голос:
(Задание 5)
Все преграды покорились
дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут – то было,
Вихрем все вдруг закружилось!
змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов)
Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик- гусляр ( под музыку).
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
Один ребенок прочитает стихотворение о богатыре.
Богатырь, силен как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла-то застава богатырская.
на заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул- Алеша — поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей – разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей – разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди- все мертво лежат.
Но срубил я ему голову,
Говорил притом таковы слова:
« Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке-
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцать хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
« А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу –сожгу,
Захочу- сожру»
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то он Змей на сырую землю,
На сыру землю, на ковыль- траву,
Запросил пощады, дущегубище.
Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей – дым столбом- все бояться лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: « По грехам твоим, Змеевич, все учинилось»
Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой вы, гой, еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок – это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.