-
Педагогический проект «Волшебный воздух-невидимка» Автор проекта:
Шеремет Анна Анатольевна, воспитательмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.
Идея проекта: развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.
Проблема проекта: как, используя свойства воздуха, показать фокусы.
Цели проекта:
- Развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.
- Обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
- Развитие поисковой деятельности ребенка:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
- систематизация знаний о свойствах воздуха;
- совершенствование уровня накопленных практических навыков:
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями
- активизировать речь ребенка;
- учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем
Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Предварительная работа:
- Свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями.
- Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах.
- Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.
- Использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;
– рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
– наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
– воскресная прогулка с родителями в парк, на берег реки;- Занятия по познавательному развитию, изодеятельности.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный (одна неделя)
На первом этапе реализации проекта, поисково-аналитическом или подготовительном, мы исходя из интересов ребенка, проводилось анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Затем обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?
II этап – основной (3 недели)
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
– беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты (воздух в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
– трудовая деятельность (изготовление модели воздушного змея, «хитрой змейки» для определения свойства воздуха; «ветряной мельницы»;
– экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
– решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
– дидактические, интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»);
– проявление действий воздухе в природе
– тематическое занятие «Воздух – невидимка»;
– создание музея «Мир воздуха»;
– занятие-развлечение с родителями «Воздух-фокусник»
– содержание усвоенных знаний о свойствах воздуха были отражены в рисунках «Мои фантазии», «Невидимка в гостях», которые представлялись на передвижной выставке.Часть проекта была реализована в совместной деятельности детей с родителями. Были изготовлены объемные макеты «Ветряной мельницы», «Воздушного змея», «Парусник», «Водолазный купол».
Поэтапное решение проблемной ситуации:
- Где найти невидимку;
– Как работают вещи, благодаря воздуху;
– Что умеет невидимка.
2. Обсуждение результатов экспериментирования.
3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
4. Практическая деятельность, направленная на получение результата
5. Итоги работы. Разрешение проблемы.
6. Определение новых проблем.
III этап – презентационный
Был организован сюрпризный момент: цирковое представление для детей «Мир волшебства». Представление фокусника стало для детей предметом заинтересованности и стать непосредственно его участниками..
IV этап – итоговый (одна неделя)
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:
– создание библиотеки по проблеме;
– подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
– создание музея «Мир воздуха»
– оформление выставки рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;
– выпуск журнала «Это интересно!»
– оформление экспериментальной книги
2. Показатели уровня овладения ребенком экспериментальной деятельности стало на 50% выше. Для ребенка был важен не столько результат, сколько процесс работы в ходе экспериментирования. А для нас, как педагогов, важно не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
3. Участие родителей ребенка в реализации проекта изменилось на 35%.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей со свойствами воздуха, его использования в природе, в быту.- Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: ребенок, родители, педагоги.
- Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, занятия, беседы.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу, проведение совместных мероприятий.
- Оценка деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы:
Баночки, стаканчики, палочки, мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие игрушки, пластилин, изготовленный змей, фэн, парусник, воздушные шары, мячи и др.;
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.Планирование и организация деятельности
№ Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения I этап – подготовительный 1. Анкетирование родителей Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной воспитатель 1 неделя 2. Круглый стол с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта воспитатель 1 неделя 3. Подбор библиотеки Развивать интерес к исследовательской работе Родители, воспитатели 1 неделя 4. Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей воспитатель 1 неделя 5. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала Создать условия для опытно-экспериментальной работы Родители, воспитатели 1 неделя II этап – основной 1. Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме, чтение и обсуждение сказки Ириса Ревю «Добрый Воздух» Развивать интерес к исследовательской работе воспитатель 2, 3 недели 2. Оформление музея «Мир воздуха» Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе Родители, воспитатели 2, 3 недели 3. Подбор, изготовление дидактического материала, игр Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес. Родители, воспитатели 2, 3 недели 4. Составление карточек (из наблюдений) Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 5. Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 6. Целевые прогулки Дать обобщенное представление о свойствах воздуха Родители, воспитатели 2, 3 неделя 7. Оформление журнала «Это интересно!» Учить систематизировать накопленный материал Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 8. Рисование из личных наблюдений Учить передавать накопленные знания через выразительные средства искусства Родители, воспитатели 2, 3 недели 9. Экспериментальная деятельность с воздухом Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 10 Познавательные занятия Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 11. Конструирование, ручной труд Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 12. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 13. Оформление экспериментальной книги Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 14. Оформление выставки рисунков ««Мои фантазии», «Невидимка в гостях»; Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3 недели 15. Изготовление макетов Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели 16. Аукцион идей «Умники и умницы» Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3 недели III этап – презентационный 1. Презентация проекта: цирковое представление для детей «Мир волшебства». Творческий отчет о накопленном опыте Дети, родители, воспитатели 5 неделя III этап – итоговый 1. Обработка и оформление материалов проекта воспитатели 5 неделя 2. Анализ результативности воспитатели 5 неделя Опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых:
– приобщилась к интересному делу, которое она никогда раньше не делала, обогатила свои представления о некоторых свойствах воздуха;
– научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
– усваивала новую информацию не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;
– получила опыт сотрудничества и общения с группой детей.
– обобщила все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.Итог: проблема решена. С помощью различных свойств воздуха можно показать фокусы.
Определение новых проблем: Что можно делать, чтобы воздух был чище.
Виды деятельности:
- Познавательная;
- Трудовая;
- Взаимодействие с родителями;
- Творческая;
- Речевая;
- Наглядно-агитационная;
- Поисково-агитационная;
- Театрализованная;
- Самостоятельная.
Формы совместной деятельности воспитателя и ребенка:
- Театрализованное представление;
- Творческо-речевые игры, упражнения;
- Поисково-исследовательская деятельность;
- Занятия познавательной деятельности;
- Выставка детских рисунков;
- Работа с кроссвордами;
- Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие;
- Беседы;
- Целевые прогулки;
- Экскурсии;
- Рассматривание картин, иллюстраций.
Участие родителей в проекте:
- Составление кроссвордов;
- Подбор художественного слова, загадок;
- Совместные целевые прогулки;
- Участие в презентации;
- Выпуск журналов;
- Выставка рисунков;
- Выставка иллюстраций, фотографий;
- Побор наглядно-дидактических пособий, литературы;
- Просвещение: через родительские уголки, папки-передвижки;
- Анкетирование;
- Беседы;
- Круглые столы.
Приложение 1
Ирис Ревю
Сказка «Добрый воздух»
В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.
— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.
Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».
В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.
Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.
Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.
Приложение 2
Эксперементальное занятие «Знакомство детей с ветром и воздухом»
Цель:
- Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
- Учить делать выводы.
Предварительная работа:
- Изготовление корабликов на занятиях по конструированию.
- На прогулках обратить внимание на ветреную и безветренную погоду, чем отличаются эти дни.
- Прослушивание музыкальных композиций на занятиях по музыке.
Ход занятия
1 ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
Я березку качну
Я тебя подтолкну
Налечу, засвищу
Даже шапку утащу
А, меня не видать
Кто я? Можешь отгадать?Дети: Ветер!
В. Ребята, а что ветер умеет делать?
Д. Он может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налететь освежить, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки.
В. Да, ребята ветер много умеет делать. Может он навредить человеку?
Д. Разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и переворачивает машины.
В. Как ветер помогает нам?
Д. Надувает паруса, вертит крылья мельницы.
В. Вот какой разный ветер, а теперь подумайте, каким может быть ветер?
Д. Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, резкий, незаметный.
В. А теперь послушайте музыкальные фрагменты ( подбираются музыкальные композиции со звучанием резкого ветра, шквального, тихого). Определите о каком ветре идет речь. Кто знает, как получается ветер? Откуда он берется. Для того, чтобы это понять я покажу вам опыт.
ОПЫТ №1.
Приоткрываем дверь на улицу, зажгли свечи, первая свеча снизу, вторая на верху. Дети определяют куда направляется пламя свечей (нижнее во внутрь помещения, верхнее наружу).
Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать. В комнате такой воздух поднимается вверх. Ему хочется поскорее вырваться и полететь. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу. Получается, что один воздух теплый движется вверху, а на встречу ему, внизу ползет другой холодный. Там где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух — появляется ветер. Ветер — это движение воздуха.
А сейчас вообразите себя, листочками и снежинками. Я включу вентилятор, а вы покажите, как кружатся снежинки.
В. А можно ли изобразить ветер?
Д. Да, нарисовать (просмотр рисунков), станцевать, через музыку, стихах: «Дуб и ветер».
Приглашаю вас в лабораторию для экспериментов.
2 ЧАСТЬ
На столах миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое «море»- красное, черное, желтое. Дети — это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны, чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее море разбушуется.
Художественное слово: А. Орлов.
Ветер пастушок.
Ходили в море
Ветер — пастушок
Дует ветер
В маленький рожок
А вокруг него бегут барашки
У барашков белые кудряшки.ОПЫТ № 1
Опустите парусные кораблики в поддон с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение. (фото)
Художественное слово. А.С. Пушкин.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах,
Ветер весело шумит, судно весело бежит
Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана:ОПЫТ №2 Иллюстрация песчаной пустыни.
Перед каждым ребенком стеклянная банка с песком. Песок в банке — это личная пустыня ребенка. Дети дуют в банку, через трубочки. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни.
3 ЧАСТЬ
Выходим на улицу, для определения силы ветра при помощи флюгера.
В. Ребята наш флюгер не кружится, стоит на месте, что это означает?
Д. Нет ветра.
В. Совершенно верно.
Воспитатель подводит итог занятия.
Приложение 3
Тематическое занятие «Воздух-невидимка»
Тема: Воздух – невидимка
Цель: выяснить у детей для чего нужен воздух.
Программные задачи:
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Уточнить знания детей об органах дыхания (нос, трахеи, бронхи, лёгкие).
- Развивать доказательную речь; вызвать интерес к исследованию.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование и материалы: воздушные шары на каждого ребёнка; зеркала на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля.
Для воспитателя: свисток, мыльные пузыри.
Иллюстрации: рисунок дома – природы и обычного дома.
Сказочный персонаж: Незнайка.
Организационные моменты :«Солнышко».
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы – твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Ход занятия:
- Воспитатель: вот мы дружно подошли к столам, присаживайтесь пожалуйста.
Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома – природы и обычного дома. Что в них есть?
Обратите внимание: на обоих рисунках много не закрашенного. Почему? (ответы детей) и в нашем обычном доме и в доме – природы есть воздух. Мы им дышим. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Попробуйте вдохнуть глубоко – глубоко, а затем выдохнуть. Что мы вдохнули? Что мы выдохнули? Ребята, мы вдыхаем кислород, который тоже содержится в воздухе, но он нам не нужен. Углекислый газ поглощают растения, а для нас растения выделяют кислород.
- В гостях Незнайка. Органы дыхания.
Незнайка: постойте, постойте! Чего выдумали, какой ещё воздух? Кто его видел? А у растений, что носы есть и рот?
Воспитатель: растения дышат через маленькие дырочки, которые можно рассмотреть в микроскоп. А мы, ребята, чем дышим? (ответы детей)
Послушайте песенку о носах:
У всех зверей, у всех людей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И ни чихнуть и ни вздохнуть без носа нам нельзя.
Воспитатель: посмотрим в зеркало на носы. Чем они похожи? А для чего в носу дырочки? (ответы детей)
Незнайка: я дырочки нужны, чтобы в них ковыряться.
Воспитатель: через дырочки в нос воздух поступает, в трубочки — трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.
- Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…(2 раза)
- Опыт №1 «с зеркалами».
Воспитатель: ребята вдохнём носом воздух, выдохнем его на зеркало. Что произошло? (ответы детей)
Вывод: зеркало запотело, потому что воздух нагрелся от нашего дыхания.
Незнайка: не верно, наплевали вы на зеркало.
Воспитатель: ребята. Давайте докажем, что воздух можно увидеть и даже услышать.
Опыт №2 . В стаканах – вода и коктейльные палочки.
Вывод: бурление происходит, потому что в трубочку мы выдыхаем воздух.
Опыт №3. Надувание мыльных пузырей.
Воспитатель: Незнайка, ребята, а вы знаете из чего получаются мыльные пузыри? (ответы)
Воспитатель: а я вам отвечу стихотворением С. Маршака:
Он воздухом надутый,
Но и одной минуты
На свете не живёт.
Вывод: он лопается, потому что из него выходит воздух.
Опыт №4. «Поймать воздух»
Воспитатель: ребят, как нам поймать воздух и где его хранить, чтобы доказать Незнайке, что воздух есть, хоть и невидимка (ответы).
Вывод: многие круглые игрушки: мячи, шары и другие, с которыми мы обычно играем в воде, наполнены воздухом.
- Итог.
Воспитатель: ребята, сегодня мы узнали, что дышим воздухом. Он состоит из кислорода и углекислого газа. Кислород нужен нам, а углекислый газ растениям. Воздух прозрачен, невесомый. К нам воздух через органы дыхания.
А сейчас мы поиграем с воздушными шарами в ураган.
Игра «Ураган».
В 2-х больших корзинах – шары. После слов: «раз, два, три – не зевай, поскорее выдыхай», игроки изо всей силы дуют на шары. Затем самостоятельно играет со своим шариком.
Приложение 4
Занятие-развлечение «Воздух-фокусник»
Цель:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления неживой природы. Расширять и развивать поисково-познавательную деятельность детей с помощью экспериментальных действий. Поддерживать в детях инициативу, пытливость, самостоятельность в процессе познания окружающего мира.
Закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (прозрачный, не имеет вкуса, цвета и запаха, занимает место). Познакомить с новым свойством — сжатие при охлаждении и расширение при нагревании. Помочь устанавливать причинно – следственные cвязи с помощью фокусов — экспериментов.
Расширять и активизировать словарный запас. Познакомить с новыми словами: частица, молекула.Оборудование: емкость с водой, стаканчики с водой, трубочки , четыре воздушных шарика, «волшебный сундучок»,» « портреты воздуха»
Ход занятия:
(Звенит звоночек, приглашая детей на занятие)
Дети: «Наш звоночек позвонил, на занятие пригласил».
Воспитатель: Вижу, вы снова готовы узнавать новое и интересное. Хотите в это прекрасное утро мы будем совершать с вами превращения и фокусы!
Тогда начинаем превращения, закройте глазки. Была я Наталья Юрьевна, а превращусь я …
Воспитатель: (играет музыка, переодеваюсь в волшебника)
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Я волшебник Узнавайка! Давайте познакомимся, крикните ваши имена. Вот и познакомились. А я умею показывать фокусы, но мне нужны помощники. Хотите ими стать? Помощники ничего не трогают руками без разрешения, а то фокус может не получится.
Фокусы можно показывать с чем угодно, а с чем мы будем показывать вы догадаетесь, если отгадаете загадку:Он через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Д: (ВОЗДУХ)
Всезнайка: Фокусы с воздухом. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький
Д: (ответы).В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: — Надо его посильнее надуть.
В — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: — Воздух.
В: Да? Где он? Почему – то я его не вижу? Воздух, ты где? Может вы его видите?
Д: (ответы)
В: — вы не видите воздух? А почему не видите?ВЫВОД:
Д: Воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
В: Молодцы, поставим вот такой портрет. Это наш воздух.
Если он невидимый как же с ним фокус проводить? Но, я же волшебница, наблюдайте.Фокус первый.
Называется «как нам поймать воздух» и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите что в нём?
Д: (он пуст).
В: — Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Смотрите, что я делаю: «раз, два, три — воздух мой замри»
Воздух тут я его закрываю на замок . Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: (ответы детей)
В:Теперь вы попробуйте, поймайте в пакетик воздух. Приговаривайте волшебные слова. Получилось? На что похож?
Д: (ответы).
В: — Да, Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух на свободу. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д: (ответы детей)ВЫВОД:
В: — Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас и он меняет форму. Вот еще такой портрет воздуха.
А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Д: (ответы).
В: А давайте проверим!Фокус второй
В: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: — Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: — Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Д: (ответы).ВЫВОД:
В: Да значит, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот портрет нашего воздуха.
Физминутка мыльные пузырьки (дети под музыку ловят мыльные пузырьки).
В: — Фокусы продолжаются. У меня есть волшебный сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открываем, смотрим шарик, бутылочка).
В: — Что это?
Д: (ответы).
В: Это шарик. Как можно его надуть?
Д: (ответы детей).
В: Но мы уже так надували. А вот мой следующий фокус. Надеваю на бутылочку шарикФокус третий
В: Раз, два, три, четыре, пять шарик будем надувать. Ставим бутылочку в горячую воду, а затем в холодную.
— Даю детям возможность поразмышлять, поспорить, сделать выводы, затем объясняю разгадку фокуса или его нюансы.
-Мы с вами увидели, что шарик надувается. Как же мы надули шарик даже не прикасаясь к нему? Давайте вспомним наш фокус с самого начала. Мы с вами знаем, что воздух находится везде и занимает место. Воздух состоит из очень маленьких частиц-молекул (рисую на доске). Когда воздух холодный, молекулы прижимаются друг к другу, будто стараются согреться. (предлагаю детям изобразить молекулы воздуха). А когда воздух нагревается, им становятся жарко и они отлетают друг от друга подальше (дети изображают, как молекулы расходятся). Так и произошло с воздухом, который находился в бутылке. Когда мы стали нагревать бутылку, то воздух в ней тоже стал нагреваться, стал легким. Молекулы стали разлетаться дальше друг от друга, им стало тесно в бутылке и они стали перемещаться в шарик, который был надет на горлышко бутылки. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик. А когда в холодную воду поставили, то молекулы сжимались и убегали из шарика, воздух стал тяжелым.
Вот еще один портрет нашего воздуха.Фокус четвертый
В: — Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.
В: — Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: — Посмотрите, а в них что – нибудь есть?
Д (ответы).
В: — Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?
В: — Действительно, пахнет апельсином.
К: — Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: — Чем пахнет воздух в этой баночке?
Д: (ответы).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному.
Д (ответы).
ВЫВОД:
В: — Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Портрет воздуха.
В: — А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе разные запахи. Вот недавно иду я по улице, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Вот так…
Давайте вспомним, что мы узнали про воздух.Стихи, которые читают дети
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Комментарии закрыты.