-
«Волшебница Вода» (подготовительная группа)
Задачи:
- Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
- Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
- Прививать бережное отношение к воде.
- Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Ход занятия:
-Ребята, я пригласила вас в лабораторию, значит, сегодня вы будете лаборантами. А о чём пойдёт речь — вы узнаете, отгадав загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. ( воды)
— А как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о воде? Какую роль играет вода в жизни человека?
Просмотр презентации «История одного мальчика», показывающая как важна вода.
-Мы с вами выяснили, что без воды прожить нельзя. А что вы знаете о воде? Вот сегодня в нашей лаборатории мы и будем знакомиться со свойствами воды.
1 опыт. Вода не имеет формы.
— Вокруг нас находятся различные предметы: круглые, овальные, квадратные. А какую форму имеет вода?
— Перед вами в чашечках стоит вода. На каждом столе колбочки разной формы и размера. Заполните их водой из чашек. Какую форму приобрела вода? Какой вывод мы можем сделать? У воды нет определённой формы. Она принимает ту форму, в какую мы её нальём.
2 опыт. Вода прозрачная.
— Перед вами стоят два стаканчика: с водой и молоком. Опустите ложечку в стакан с водой, а теперь с молоком. Какой вывод? Вода прозрачная, бесцветная.
3 опыт. Вода безвкусная.
— Возьмите стаканы с водой. Попробуйте её вкус. Какая она? Безвкусная.
А теперь возьмите ложечку сахара и размешайте в своём стакане. Какая теперь вода? А если мы размешаем соль, какая будет? Значит, какой вывод? Вода не имеет вкуса. Она приобретает вкус того продукта, который в ней размешают.
4 опыт. Вода не имеет запаха.
— Возьмите стаканчики с водой. Чем пахнет вода? У чистой воды нет запаха. А теперь возьмите пипетку и капните капельку жидкости из флакончика в воду ( раствор валерианы). Появился запах? Какой вывод? Вода не имеет запаха.
— Всё, что нас окружает, находится в одном из трёх состояний: жидком, твёрдом и газообразном. Стол, за которым вы сидите, в каком состоянии? (твёрдый) Сок, который все любите. (Жидкий) Воздух вокруг нас (газообразный) А в каком из этих трёх состояний находится вода?
Возьмите в ладошки кусочек льда, согрейте его. Что происходит? Твёрдый лёд превращается в жидкую воду. А сейчас я вам докажу, что вода может находиться и в газообразном состоянии.
5 опыт. Круговорот.
В банку наливаем кипяток из термоса. Накрываем пластиной, на которую насыпаем лёд. Наблюдаем конденсацию.
-Именно так образуется дождик. Солнышко пригревает. Вода испаряется, поднимается вверх, охлаждается, так как вверху намного прохладнее, чем на земле, молекулы пара соединяются в капельки воды, которые уже тяжелее пара, и капли дождиком проливаются на землю.
Физминутка.
— Представьте, что вы молекулы воды, которые превратились в пар. Вылетите вверх, попрыгайте. Вверху вам становится холодно, и вы ищете своих товарищей. Возьмитесь парами за руки. Вот вы уже превратились в капельки. Попрыгайте вдвоём. Вы летите на землю. На земле вы попадаете в ручейки. Возьмитесь за руки четвёрками. Ручейки весело бегут к речке. Беритесь все за руки. Вот уже наши капельки текут вместе с другими капельками в реке, пока снова не превратятся в пар и не поднимутся к облакам.
— Возвращайтесь на места. Продолжим наши исследования.
6 опыт. Не все вещества растворяются в воде.
Мы свами растворяли в воде сахар. А все ли вещества растворяются в воде?
Давайте проверим. Возьмите стаканчики с чистой водой. Её хочется выпить? Можете сделать глоток воды. А теперь налейте в воду растительное масло. Растворилось ли масло в воде? Значит, не все вещества в воде растворяются. Хочется ли вам попить такой водички? Что же делать?
7 опыт. Очищение воды.
Воду необходимо очистить. Я научу вас, как сделать самый простой фильтр. Берите чистый стакан с воронкой, вставьте в воронку ватный диск. Теперь осторожно лейте грязную воду на фильтр. Что получилось? Водичка просочилась, а масло осталось на фильтре. Мы очистили с вами нашу водичку. Именно так попадает вода в водопроводный кран. Её берут в реке, очищают фильтрами, конечно, не такими простенькими, какие делали мы, а сложными, большими, и только потом вода приходит в наши дома. Воды на земле много. Но всю ли воду можно пить? Поэтому к воде нужно относиться очень бережно. Никогда не забывайте закрывать водопроводный кран.
8 опыт. «Подводная лодка»
— Ну, а теперь просто интересный опыт. Я налью вам в стаканчики лимонад (лимонад – это вода, которую обогатили газами и сиропом), а вы опустите в него по виноградинке. Как вы думаете, что произойдёт с виноградиной? Пускай ваши стаканчики пока постоят, а я вам покажу ещё один интересный опыт.
9 опыт «Цветное молоко»
В мисочку с молоком капаем несколько капель пищевого красителя. В середину тарелки опускаем ватную палочку, смоченную моющим средством, и наблюдаем смешивание красок.
— Возвращайтесь к своим виноградинам. Они превратились в подводные лодки. Виноградина тяжелее воды, поэтому тонет, опускается вниз. Газ, находящийся в лимонаде, собирается на виноградинке, а так как газ легче воды, то он поднимает виноградинку вверх. Вверху газовые пузырьки лопаются, виноградинка опять становится тяжелее воды и опускается вниз. Мы с вами сделали «подводную лодку».
-Итак, мы с вами продуктивно поработали. Какие же выводы мы сделали? — -Вода прозрачная
-Не имеет вкуса и запаха
-Одни вещества в воде растворяются, другие нет.
-Вода может находиться в трёх состояниях
-А главное, воду надо беречь.
И, напоследок, посмотрите о волшебнице-воде видеоролик.
Комментарии закрыты.