-
Конспект занятия в подготовительной группе «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Кибец Е. Я., воспитатель МБДОУ д/с № 11
Задачи:
- Продолжать формировать у детей навыки поисково-исследовательской деятельности.
- Познакомить детей с 3 состояниями воды (жидкость, газ, твердое вещество-лед).
- Создать условия для уточнения, закрепления представлений детей о значимости воды для окружающего мира, свойствах воды (не имеет формы, вкуса и запаха, прозрачная).
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе.
- Развивать интерес, наблюдательность, мышление.
- Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить речь, обогащать словарный запас детей.
- Развивать самостоятельность у детей в процессе проведения опытов.
- Воспитывать интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование:
Пластиковые стаканчики, колбочки казной конфигурации, ложки, розетки с сахаром и солью, стаканы с молоком, пахучие вещества (измельчённая гвоздика или мятные капли), кусочки льда, банка, термос с кипятком.
Ход занятия:
— Здравствуйте, ребята! Я пригласила вас в лабораторию, чтобы поговорить о … А о чём?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. ( воды)
— Правильно, речь пойдёт о воде. А как вы думаете, почему я решила вести разговор о воде? Говорят, она везде — и зачем о ней вообще говорить? (выслушиваю предположения детей)
— Я хочу вам рассказать историю одного мальчика, который не знал – как важна вода.
Презентация «История одного мальчика»
— Так какой вывод сделал Саша?
— Жить нельзя нам без воды. Всё правильно. Без пищи человек может прожить довольно долго, а вод без воды не проживёт и несколько дней. И не только человек, но и растения, и животные.
— Ну, тогда мне интересно, а что же вы знаете о воде? Какая она?
— Как настоящие учёные, в нашей лаборатории, мы опытным путём подтвердим наши знания, и выясним то, что ещё не знаем.
Опыт 1. Вода не имеет формы.
— Вызнаете, что все предметы вокруг имеют определённую форму. Какие формы вы знаете? (круглые, квадратные и т. д.)
-А какую форму имеет вода?
Перед вами стоят стаканы с водой и колбочки (разной формы). Перелейте воду из стаканов в колбы и скажите мне, какую форму приобрела вода? Зарисуйте полученный результат, и скажите: какой вывод вы сделали?
Вода не имеет определённой формы.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
—Перед вами стоят три стакана с чистой водой. Попробуйте её и скажите, какой у неё вкус?
—А теперь положите в один из стаканов ложку сахара, в другой ложку соли: размешайте и попробуйте, что получилось.
—Зарисуйте полученный результат.
-Какой вывод?
Вода не имеет вкуса и приобретает вкус, растворённого в ней вещества.
Опыт 3. Вода прозрачная.
— Вы сказали, что вода прозрачная, давайте в этом убедимся экспериментально. Перед вами два стакана: в одном вода, в другом – молоко. Опустите в воду с водой ложечку. Хорошо видите её? А теперь опустите в стакан с молоком. Хорошо ли видна ложка?
— Давайте зарисуем результат и подведём итог:
Вода действительно прозрачная.
Опыт 4. Вода не имеет запаха.
— Возьмите стаканчик с чистой водой, понюхайте. Какой запах вы ощущаете? Значит, вода не пахнет, то есть не имеет запаха. А можно ли ё сделать ароматной или, наоборот, с неприятным запахом? Проверим? Капаю в стакан мятное масло или измельчённые пряности.
— Пахнет теперь вода? Чем? Нарисуйте схему опыта и сделайте вывод.
Вода не имеет собственного запаха. Она приобретает запах растворённого в ней вещества.
— А что вы знаете о состоянии воды. Вы знаете, что одни предметы находятся в твёрдом состоянии, как, например, стол; другие – в жидком, как молоко, третьи, как воздух, какие? (газообразные). А в каком состоянии находится вода? Чтобы прийти к единому мнению, проверим ваши ответы практически. Возьмите по кусочку льда, согрейте его в ладошках, что произошлосо льдом? Он растаял. Значит лёд – это? … (вода в твёрдом состоянии). У меня в термосе – кипяток. Откроем его и посмотрим, что произойдёт.
Опыт 5. Круговорот воды.
— Выливаем кипяток в прозрачную банку. Отмечаем, что идёт пар. Накрываем банку стеклянной крышкой и наблюдаем, как на ней собираются капли воды.
— Объясните, что произошло?
Значит пар – это тоже вода, только в газообразном состоянии. Именно так собираются тучки и проливаются на землю дождём.
Физ. минутка.
— Представьте, что вы маленькие частички воды – пар. Он очень лёгкий, поэтому поднимается вверх. Попрыгайте легко на носочках, так как вы – очень маленькие и лёгкие. Вверху становится всё холоднее и частички пара приближаются друг к дружке, собираются в капельку воды. Возьмитесь за руки парами. Вы уже не частички пара, вы капельки воды. Попрыгайте парами. Вдвоём прыгать уже тяжелее. Капельки становятся всё крупнее, всё тяжелее – и вот они уже летят на землю дождиком или снегом зимой. На земле одни капельки падают на землю и поливают деревья и цветы, а другие падают в ручейки и стремятся попасть в реку. Возьмитесь за руки четвёрками: вы ручейки, текущие в реку. А теперь соедините руки. Ручейки попали в реку. Дети двигаются колонной, держась за руки. Реки плывут к морю. Но вот пригрело солнышко и часть капелек опять испарились, превратились в пар и поднимаются вверх, чтобы снова соединиться в капли и пролиться дождём. Так и происходит круговорот воды в природе.
— Подойдите к нашей банке, посмотрите: какие крупные капли собрались на крышке. Что это? Это частички пара собравшиеся в капельки воды. Если мы сейчас поднимем крышечку, то капли упадут вниз, то есть мы с вами создали дождик.
— Так в каком из трёх состояний находится вода: в твёрдом, жидком или газообразном?
— Вода, как настоящая волшебница, может находиться в трёх состояниях: в твёрдом, жидком и газообразном.
— Пройдите на свои места и зарисуйте круговорот воды в природе.
— Сегодня вы опытным путём подтвердили свои знания о свойствах воды, а кое-что и новое узнали. Глядя на свои схемы, расскажите, что же вы теперь знаете о знакомой, но такойнеобыкновенной воде.
Комментарии закрыты.