-
Проект на тему: «Как сделать родителей партнерами» Клещева Лариса Юрьевна – воспитатель.
Суть проекта:
Семья и детский сад – два важных этапа социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотные т образованные в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И я начала работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателя и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Цели:
- Расширить педагогические знания и умения родителей;
- Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся;
Задачи:
- Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный, к каждой семье;
- Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи;
- Осуществлять совместную деятельность и досуг родителей и детей;
- Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семьи, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха;
- Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Обоснование значимости:
В душе воспитателей должно быть место для родителей и детей. Мы должны уметь понимать, что они – самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а так же родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Я считаю, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа воспитателя и семьи на длительный период пребывания ребенка в саду.
Методические разработки:
Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч».
Методы и технологии:
— анкетирование, опрос, беседы, наблюдение;
— детско-родительские гостиные;
— методы ТРИЗ;
— интеграция;
— театрализованная деятельность;
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей.
- Наличие необходимой литературы.
- Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.
Ожидаемый результат:
- У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
- Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.
- Станет регулярным участие родителей с детьми творческой деятельности.
Пути реализации:
Традиционные и нетрадиционные формы воздействия всех участников проекта.
Состав участников:
Дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта:
1 год.
Вид проекта:
Ролево – игровой.
Исходные теоретические положения:
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.
Современная семья – это еще разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семьи своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от 30 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны, помогать молодым, формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.
Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворительности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей повышении объема и уровня педагогических знаний.