-
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Колючий недотрога» Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с жизнью ежа, узнавать его на картинке, называть характерные признаки.
- Учить детей высказывать свои впечатления по поводу содержания картины, составлять (с помощью воспитателя) небольшой рассказ.
- Учить детей задавать вопросы, отвечать на вопросы предложением.
- Активизировать словарь детей.
- Закрепить произношение звуков: ф, пь.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к диким животным.
Наглядный материал. Картина “Ежи”, картинки с изображением диких животных, картинки с изображением лакомств для ежа, ежи из пластилина, палочки на подносах, маска-еж, медальоны-мыши, обруч, доска, указка.
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.
Ход занятия
Дети входят в зал, здороваются с гостями и садятся полукругом на стульчики.
- Воспитатель загадывает загадку:
“Колючий недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.”– О ком эта загадка?
(О еже.)
– Как вы догадались?
– Где живет еж?
(В лесу под елкой.)
– Это дикое или домашнее животное?
(Дикое.)
– Посмотрите на картинки. Найдите ежа среди других диких животных.
– Чем отличается еж от других животных?
(Он колючий.)
– Илюша, спроси ежа, зачем ему иголки.(Несколько детей задают ежу вопрос: “Ежик, зачем тебе иголки?”)
– Дашенька, расскажи, зачем ежу иголки.
“Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи”.– От каких врагов защищают ежа иголки?
(От лисы и волка.)
- Пальчиковая игра.
“Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Вот они, вот они, вот они!
Ежик, ежик колкий,
Спрячь свои иголки.
Вот и нет иголок!”– При встрече с опасным зверьком ежик сворачивается клубком. Он становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Зверь покрутит, повертит ежа, исколет себе лапы и уходит.
– Попробуем и мы, как еж, свернуться клубком.
– Получается?
(Нет, ноги мешают – очень длинные.)– Какие же лапки у ежа?
(Коротенькие, их легко спрятать под брюхо.)- Рассматривание картины “Ежи”.
– Кого мы видим на картине?
(Ежиха с ежатами.)– Куда пришли ежи?
(На лесную полянку.)– Какая мама?
(Большая.)– Какие детеныши?
(Маленькие.)– Чем покрыта спинка ежа?
(Иголками.)– Зачем пришли ежи на лесную полянку?
(Они пришли поохотиться.)– Чем питаются ежи?
(Мышами, улитками, червями и т. д.)- Составление рассказа по картине.
– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).- Дидактическая игра “Выбери лакомство для ежа”.
На столе лежат картинки.
Дети по очереди подходят, берут лакомство, которое любит еж и прикрепляют на доску.
- Подвижная игра “Еж и мыши”.
Еж (ребенок в шапочке ежа) стоит в кругу и выполняет движения согласно тексту. Дети-мыши, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
“Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь,
Чу! Скребется где-то мышь!”Дети присаживаются, скребут пальцами по полу, затем тихонечко бегут по кругу и пищат: пи-пи-пи. Ежик в это время прислушивается и приглядывается. Затем мышки присаживаются на корточки – прячутся. Выбегает на носочках из круга еж, сложив ручки на груди, ищет мышек.
Воспитатель:
“Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!”
Еж, не найдя мышек, возвращается в норку.(Игра повторяется 2 раза.)
- Продуктивная деятельность.
– Давайте подойдем к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает?
(Колючек.)– Поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка.
(Дети, стоя, втыкают палочки в пластилин.)- Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.
– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).- Итог занятия.
Воспитатель благодарит детей за то, что они хорошо работали на занятии и уводит их в группу.
Комментарии закрыты.